В первой половине XIX века на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Отемис-улы (1804-1846), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.
Махамбет Отемис-улы родился в 1804 году в нынешнем Урдинском районе Уральской области. Отец поэта был состоятельным, влиятельным человеком во Внутренней Орде. Жангир-хан отправил Махамбета со своим сыном Зулкарнайном в Оренбург(1824-1829) на учебу в качестве воспитателя. В 1829 году за причастность к выступлению шаруа Махамбета заключили в Калмыковскую крепость, где он находился под следствием. Он принял участие в восстании Исатая Тайман-улы как один из вождей. 20 октября 1846 года Махамбет был убит. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения.
Один из лучших текстов эпоса «Козы-Корпеш – Баян-сулу» записан Ш. Уалихановым у Жанака и у Шоже. Абыл сохранил эпический цикл «Сорок ногайлинских батыров». Жанак, Тубек, Шоже и Орынбай, а затем Суинбай были выдающимися мастерами айтыса. Судьбы и произведения Доскожи и Нысанбая тесно связаны с восстанием Кенесары.
Шернияз Жарылгас-улы (1807-1867) участвовал в восстании 1836-1838 годов во Внутренней Орде. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации. Известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету.
Шоже Каржаубай-улы (1808-1895) с детства лишен зрения, играл на кобызе. В поэтических состязаниях - айтысах - Шоже не знал поражений. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» был записан от Шоже.
Дулат Бабатай-улы (1802-1871) был одним из самых образованных людей своего времени. Подверг суровой критике существующие порядки, говорил о бесправии народа, ухудшении нравов общества. Таковы его толгау-раздумья «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак молодой». Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. Его стихотворный сборник «Осиет-нама» в 1880 году был опубликован в Казани и вскоре запрещен царской цензурой.
Шортанбай Канай-улы (1818-1881) говорит об общественном неравенстве, угнетении народа, осуждает колониальные порядки. Поэт призывает не стремиться к власти и обогащению, а придерживаться нравственных установок религии. Поэтические наставления Шортанбая и его рассуждения «Предок наш – пророк Адам», объединенные в сборник, были опубликованы в 1888 году и в дальнейшем неоднократно переиздавались.
Суинбай Арон-улы (1822-1895) родился на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. Участвовал в айтысах и стал самым популярным поэтом в Семиречье. Суинбай воспитал своих наследников, среди которых выделился Жамбыл (Джамбул).
Среди музыкальных инструментов наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнаи. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице как анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Кюй - инструментальное сочинение традиционной формы. Жыр, толгау, терме - поэтико-музыкальное произведение.
Хан Младшего жуза Жанторе (убит политическими противниками в 1809 году) создал выдающийся кюй «Шалкыма». Из произведений Богды (1765-1845) наиболее распространен кюй «Боз тобе». В 3ападном Казахстане кюйши Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан подготовили почву для появления гениев Курмангазы и Даулеткерея. В северо-западном Казахстане были широко известны кюйши Тореш, Орынбай, Усен. На северо-востоке, в Сарыарке, распространяли свое искусство домбристы Куандык, Али. Эта традиция дала казахской музыке Таттимбета. В Семиречье были известны Есим и Сарша, а на юге Казахстана – Шолак и Альзак. Из песенников выделялся Сегиз-сери Бахрам-улы (1818-1854). От эпохи хана Арынгазы (1816-1821) до нас дошел торжественно приподнятый кюй «Арынгазы».
Получили развитие ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога. Основным жилищем оставалась войлочная юрта (кииз уй), деревянный остов которой состоял, из шанырака (вершины купола), уыков (купольных жердей) и кереге (раздвижной решетчатой основы) из нескольких отдельных решеток - канатов. В первую половину XIX века еще ставили огромные двенадцати-, пятнадцати- и восемнадцатиканатныe юрты. У казахов меньшего достатка юрты были малые, их в разобранном виде можно было перевезти на одном верблюде. Уникальной была юрта, сделанная по заказу хана Жангира и преподнесенная им Николаю I во время его коронации. Над ней мастера работали около двух лет. Юрты Шынгыса Уалихан-улы и Арынгазы Ханкожа-улы показаны на выставке при Московском университете в 1867 году. Особенно красиво убранными были свадебные юрты. Парадные юрты готовились также по случаю асов - годовых поминок.
Из меха шили шубы (тон, ишик, жаргак). Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты (жаргак). Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, а из шелка и сукна - шапан. Шекпен - плащ из верблюжьей шерсти. Женская приталенная безрукавка - камзол. Борык - отороченная мехом шапка. Девичья нарядная бобровая шапка - камшат борык. Летняя такыя из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымак - лисий треух. Головной убор невестки - саукеле - высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Через год после замужества женщины носят желек - упрощенное саукеле, а после рождения детей - кимешек. Мужские и женские пояса - белдик, белбау с подвесками: кошелек, пороховница, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса с костяными и металлическими накладками - кисе.