6.1 Расчет основных технико-экономических показателей работы транспорта
Рассчитаем основные технико-экономические показатели работы транспорта на данном маршруте. Определим потребность в подвижном составе (количество эксплуатационных и списочных транспортных единиц); капитальные вложения на их приобретение и экономические показатели работы транспорта. Индексы “д” и “н” означают дневную и ночную смену.
- эксплуатационные затраты по каждому варианту перевозок;
- себестоимость перевозки 1т груза и 1ткм транспортной работы;
Найдем потребное количество ходовых (эксплуатационных) транспортных средств необходимых для основания заданного объема перевозок определяется по формуле:
Nэ = Р/Тн•Wрчас•Дк, ед(6.1.1)
Дк – количество рабочих дней, 365 (дн);
Wрчас – часовая производительность транспортного средства (в ткм);
P – грузооборот, ткм;
Tн – время в наряде, ч;
Nэ.д= 1073100/11•155,6•365 = 1,6ед
Nэ.н= 613200/11•127,3•365 = 1,1ед
Рассчитаем списочное количество транспортных средств по формуле:
Nсп = Nэ/αв, ед(6.1.2)
Nэ –потребное количество эксплуатационных ТС
αв – коэффициент, отражающий степень использования транспортных средств.;
Коэффициент выпуска автомобилей αв.д= 0,75;αв.д = 0,55;
Рассчитаем списочное количество транспортных средств
Ncп.д= 1,6/0,75 =2ед
Ncп.н= 1,1/0,55 = 2ед
Рассчитаем капитальные вложения в подвижной состав по формуле:
КВпс = Nсп•Ц1, тыс.тг (6.1.3)
Ц1 – цена единицы подвижного состава, тыс.тг.
Ncп – списочное количество ТС;
Для расчета капиталовложений в ПС, цена на 1 единицу ТС составляет12700000 тенге (стоимость автомобиля КАМАЗ 6520 у официальных дилеров в Актобе)
Найдем капитальные вложения в ПС
КВпс.= 2•12700000 тг = 25400000 тг
Кроме капитальных вложений в подвижной состав необходимо учитывать капитальные вложения в постоянные устройства – КВпу, рассчитываемые по удельным нормативам, указанным в исходных данных. Для автомобильных перевозок вложения в постоянные устройства (автомобильные дороги) составляют1млн тенге. Суммарные капитальные вложения определяются:
КВ = КВпс+КВпу, тыс.тг (6.1.4)
КВ= 25400000+1000000 =26400000тг
КВпс – капитальные вложения в подвижной состав
КВпу – капитальные вложения в постоянные устройства;
Рассчитаем эксплуатационные затраты по формуле:
а) для автомобильного транспорта:
Сэ = Спер + Спост+ ЗПв, тыс.тг(6.1.5)
Спост – постоянные затраты, тыс.тг;
Спер – переменные затраты, тыс.тг;
ЗПв – заработная плата водителей, тг;
Определим переменные расходы по формуле
Спер = Скм•Lобщ, тыс.тг(6.1.6)
Скм – норма затрат на 1 км, тг/км для АТ норма затрат на 1км40,8тенге)
Lобщ– общий пробег автомобилей за год, определяемый по формуле
Lобщ= Lсут•Дк•αв•Nсп, км (6.1.7)
Lсут– суточный пробег авто в км;
Дк – количество рабочих дней в году;
αв – коэффициент использования транспортных средств;
Ncп – списочное количество ТС;
Lобщ=Lобщ.д+ Lобщ.н
Lобщ.д= 171,6∙365∙0,75∙2 = 93951 км
Lобщ.н= 139,7∙365∙0,55∙2 = 56089,6 км
Lобщ = 93951 + 56089,6 = 150040,6 км
Найдем переменные расходы по формуле
Спер = Скм•Lобщ, тыс.тг (6.1.8)
Спер=40,8•150040,6 = 6121654,4 тг;
Постоянные расходы определяем по формуле
Спост= Сач•АЧн, тыс.тг, (6.1.9)
Сач – норма затрат на 1ач работы, тг;
АЧн – отработанные автомобиле-часы в наряде за год, авточасы;
Отработанные автомобиле-часы в наряде за год определим по формуле
АЧн= АЧн.д+ АЧн.н
АЧн = Тн•Nсп•Дк•αв(6.1.10)
Tн – время автомобиля в наряде;
Nсп – списочное количество ТС;
Дк- количество рабочих дней в году;
αв – коэффициент использования транспортных средств;
АЧн.д= 11∙2∙365∙0,75 = 6022,5 ач
АЧн.н= 11∙2∙365∙0,55 = 4416,5 ач
АЧн= 6022,5 + 4416,5 = 10439 ач
Определим постоянные расходы по формуле
Спост= Сач•АЧн, тыс.тг, (6.1.11)
Сач– норма затрат на 1ач работы(для данного случая равная 80 тг/ач);
АЧн – отработанные автомобиле-часы в наряде за год, авточасы;
Cпост= 80•10439 = 835120 тг;
Определим заработную плату водителей.
Заработная плата водителя была указана в разделе 3, таблице 3.3.4.
Теперь определив заработную плату водителей, постоянные и переменные расходы определим эксплуатационные расходы по формуле
Сэ = Спер + Спост+ ЗПв, тыс.тг (6.1.12)
Спост – постоянные затраты, тыс.тг;
Спер – переменные затраты, тыс.тг;
ЗПв – заработная плата водителей, тг;
Сэ= 6121654,4 + 835120+800000=7756774,4 тг
Себестоимость перевозок определяется следующим образом:
а) на 1 тонну перевозимого груза, тг/т
Sт = Сэ/Q (6.1.13)
Сэ - эксплуатационные затраты
Q – объем перевозимого груза
Sт= 7756774,4/240900 =32,3тг/т
Себестоимость перевозок определяется следующим образом:
б) на 1 ткм транспортной работы, тг/ткм
Sткм = Сэ/Р (6.1.14)
Сэ - эксплуатационные затраты,тг;
P – грузооборот
Sткм= 7756774,4/1686300 = 4,6тг/ткм ;
Определим приведенные затраты по формуле
Спр=Сэ+Ен•КВ, тыс.тг(6.1.15)
Сэ – эксплуатационные затраты, тг
Ен – нормативный коэффициент эффективности КВравен 0,15;
КВ – суммарные кап., вложения, тыс.тг;
Спр= 7756774,4 +0,15•25400000= 11566774,4тг;
Экономической эффективностью данного проекта является разница затрат между существующим и предлагаемым вариантами. Так как мы брали грузовые перевозки внутри предприятия и использовали транспорт этого же предприятия, доходы и прибыль мы рассчитать не можем.Взглянув на смету затрат, указанную в таблице 6.1.2, мы видим насколько идет экономия в затратах на транспорт. Используя самосвалы грузоподъемностью 20т мы экономим не только на затратах на транспорт, но и убираем простои на 6-ом угольном тупике. А в случае увеличения количества самосвалов грузоподъемностью 20т мы можем увеличить грузооборот на 6-ом угольном тупике.
И так экономическая эффективностьсоставляет 11млн.125тыс.833тенге, что ярко показывает преимущество самосвалов грузоподъемность 20т по сравнению с самосвалами грузоподъемностью 10т.
Таблица 6.1.2
Смета затрат
№ Наименование Единицы измерения Условные обозначения Существующий вариант Предлагаемый вариант
1 Постоянные расходы тенге Спост 1670240 835120
2 Переменные расходы тенге Спер 14222168 6121654,4
3 Заработнаяплата
водителей тенге ЗПв 160000 800000
4 Эксплуатационныезатраты тенге Сэ 17492408 7756774,4
5 Капитальные вложения в ПС тенге КВпс 33668000 25400000
6 Капитальные
вложения ПУ тенге КВпу 1000000 1000000
7 Капитальные
вложенияобщие тенге КВ 34668000 26400000
8 Приведенныезатраты тенге Спр;Спр = Сэ+0.15•КВ 22692608 11566774,4
9 Экономическая эффективность тенге Э = Спр1 – Спр2 22692608 - 11566774,4= 11125833,6
4 Проектная часть
4.1Основные направления совершенствования грузовых автомобильных перевозок
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности ( ) подвижного состава к работе определяется по формуле
(4.1.1)
где АД - автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии;
АД - списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле
(4.1.2)
где АД - число автомобиле-дней эксплуатации.
Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.
Статический коэффициент (Кс) определяется отношением
(4.1.3)
где - количество фактически перевозочного груза;
- номинальная грузоподъемность автомобиля.
Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением
(4.1.4)
гдеРт.ф– фактическая транспортная работа, ткм;
Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.
Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.
Для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.
Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.
Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.
В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.
Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.
В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.
Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза продукции на предприятия.
При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100%, ко второму – на 85%, к третьему – на 63% и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45%.
Издержки по транспортировке сырья во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок сырья.
Отличительной особенностью транспорта является то, что затраты по его эксплуатации в расчёте на единицу транспортной работы могут существенно колебаться, в зависимости от уровня использования транспортных средств. При этом, говоря об использовании, например, автомобилей, имеется в виду большое множество факторов.
Речь идёт не только о соотношении дней работы и не работы автомобиля, гружёного и негружёного пробега, степени загрузки кузова машины, но и в не меньшей степени о том, каким маршрутом осуществляется перевозка сырья.
О значимости этого фактора свидетельствует тот факт, что расход горючего непосредственно зависит от расстояния перевозки: он тем больше, чем больше расстояние, и наоборот.
Следовательно, от того, насколько грамотно и оптимально выбрать маршрут, во многом зависят издержки по доставке сырья.
Практическая организация всех этих мероприятий позволит улучшить качество транспортного обслуживания и сократить расходы на него.
Исследование показало, что совершенствование грузовых перевозок является одной из актуальных проблем коммерческой деятельности, так как от качества транспортного обслуживания во многом зависит оперативность доставки сырья, их сохранность, а самое главное затраты по перевозке, являющихся составной частью издержек обращения.