Поиск по сайту audaru.kz (результатов )

Поиск осуществлен с помощью Google

Результатов не найдено

Идет поиск. Пожалуйста, подождите...

Prevedite please na kazaxskii

Ответы: 0
Просмотры: 2506
0
2981
q
25 дек 2013
Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание, что мотив — это не что иное, как потреб¬ность, то для будущих учителей такой потребностью может быть «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в кол-лективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родите¬лей, желание получить похвалу, повышенную стипендию и т.п.
Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и ситуатив¬ные. Кроме того, различают внешние и внутренние мотивы. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситу¬ациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации вос¬принимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуаци¬ях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае — с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.
Педагогическая деятельность является весьма сложной и по¬этому обычно вызывается несколькими мотивами, различающи¬мися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивиро¬ванность педагогической деятельности — явление обычное: учи¬тель может хорошо работать ради достижения высоких результа¬тов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (при¬знание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педагоги¬ческой деятельности. К ним относятся чувство профессионально¬го и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функ¬ций (профессиональная честь), увлеченность предметом препо¬давания и удовлетворение от общения с детьми; осознание высо¬кой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.
Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация образова¬ния в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский пе¬дагогический стиль.
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде все¬го потребность в самореализации, т. е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятель¬ности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
Теоретическое и практическое значение в этой связи приобре¬тает идея единства потенциального и актуального в развитии лич¬ности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные харак¬теристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремле¬ния, идеалы личности, а также объективные перспективы и воз¬можности ее развития.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного раз¬вития.
Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная куль¬тура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразу¬ет окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на раз¬витие их личности.
Творческая индивидуальность проявляется не только в освое¬нии накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего вы¬ражается в активной преобразовательной деятельности, в процес¬сах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя
Условия развития творческой индивидуальности педагога. Ря¬дом исследований установлена совокупность условий, необходи¬мых для формирования профессионального самосознания буду¬щего педагога. Они способствуют возникновению у педагога по-требности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:
• обращенность сознания на себя как на субъект педагогичес¬кой деятельности;
• переживание конфликтов;
• способность к рефлексии;
• организация самопознания профессионально-личностных качеств;
• использование совместных форм деятельности;
• широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;
• предоставление возможности для наиболее полного сравне¬ния и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
Как видно, важнейшее место в развитии творческой индиви¬дуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор* саморазвития должен обладать следующими свойствами: способ¬ностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятель¬но добывать учебную и профессиональную информацию и опери¬ровать ею в связи с решением теоретических и практических за¬дач; искать новые средства решения образовательных задач; полу¬чать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые знания, необходимые для решения собственных за¬дач, в общении с преподавателями, учителями школ.
Творческое самосовершенствование учителя предполагает осоз¬нание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенство¬вания и корректировки, и разработку долгосрочной программы саморазвития.
Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.
Педагогический идеал — это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, кото¬рую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ре¬бенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный пред¬мет. Педагогический идеал — это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осозна¬нии им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учите¬ля неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реаль¬ной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических задач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.
Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образо¬ванием» (ДистервегА.В. Избр. пед. соч. — М.,1956. — С. 74).
Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятель¬ность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества)
выступают в качестве основных и определяют напрашгение и глу¬бину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность пе¬дагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответствен-ности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенство¬ванию, характер которых во многом предопределяется содержани¬ем профессионального идеала. Другими словами, когда педагоги¬ческая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глу¬боко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в са¬мосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития. Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмеча¬ют два приема формирования верной самооценки. Первый состо¬ит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигну¬тым результатом, а второй — сопоставить их с мнениями окружа-ющих. Если притязания невысоки, то это может привести к фор¬мированию завышенной самооценки. Изучение характера затруд¬нений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ста¬вят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их рабо¬те далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.
Показать текст полностью
2981
1
1

Ответы

Ответов пока нет

Популярные вопросы во всех категориях
перевод