Кафедра «Экономическая теория»
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Методика проведения научных исследований»
Алматы, 2015 г.
Тема 1. Общие основы научного исследования
Цель лекции: определить основы научного исследования
Вопросы лекции:
1.1 Наука как форма общественного сознания. Структура науки. Функции науки
1.2 Научная методология. Уровни научной методологии
1.3 Теория. Этапы теоретической деятельности. Функции теории. Структура теории
1.4 Практика
1.1 Наука как форма общественного сознания. Структура науки. Функции науки
1.
1.
1.
.
Тема 3. Методологические основы научных исследований
Цель лекции: определить и охарактеризовать методологические основы научного исследования
Вопросы лекции:
3.1 Теоретический анализ. Анализ. Синтез. Сравнение. Абстрагирование. Конкретизация. Обобщение. Моделирование
3.2 Наблюдение как метод научного исследования. Критерии количественной оценки результатов наблюдения. Виды наблюдения
3.3 Сущность и методика эксперимента. Виды эксперимента
3.4 Опрос как метод научного исследования. Виды опроса. Беседа-интервью. Анкетирование. Тестирование
3. 5 Математические и статистические методы
3.1. Теоретический анализ. Анализ. Синтез. Сравнение. Абстрагирование. Конкретизация. Обобщение. Моделирование
Теоретический анализ – это творческий процесс глубокого, всестороннего осмысления исследуемого явления, все его связей и отношений. Он осуществляется с помощью следующих логических операций:
- анализ – мысленное расчленение изучаемого предмета или явления с последующим выделением его структурных элементов, существенных связей и отношений;
- синтез – мысленное соотнесение выделенных элементов с целым явлением и конструирование этого целого на основе познанных в ходе анализа связей и отношений;
- сравнение – мысленное установление различий между сходными и сходства между различными объектами, явлениями, процессами, их свойствами и отношениями;
- абстрагирование – мысленное отделение данного предмета, явления или процесса от других и изучение его в «чистом виде»;
- конкретизация – переход от абстрактных понятий и определений к конкретным процессам, явлениям, предметам;
- обобщение – объединение сходных свойств и отношений, присущих многим явлениям и процессам, с соответствующими заключениями, которые выражаются в понятиях, суждениях, категориях и законах;
- моделирование – мысленное построение идеальных моделей тех или иных явлений, процессов и их изучение в различных условиях.
3.2 Наблюдение как метод научного исследования
Наблюдение – преднамеренное восприятие действий, поступков, состояний отдельных людей, процессов, отношений с последующим научным анализом его результатов. Научное наблюдение в отличие от житейского видения фактов и явлений предполагает целенаправленное и планомерное, систематическое восприятие реальных процессов и их глубокий анализ.
Система критериев для количественной оценки результатов наблюдения:
1.Неполная система критериев предполагает крайние альтернативные оценки, например, эффективен – неэффективен.
2.Континуальная (непрерывная) система критериев позволяет оценить то или иное явление в баллах.
3. Дисконтинуальная (несвязанная, разорванная) система критериев – не имеет непрерывного ряда критериев, система критериев заменяется системой этапов действий, где каждый из этапов может быть оценен в баллах.
4. Сложная система критериев и показателей.
5. Критерий уровня проявления того или иного личностного качества (с цифровыми показателями, которые дополняются шкалированием).
Виды наблюдения:
- непосредственное (включенное) наблюдение предполагает, что исследователь выступает как свидетель или равноправный участник процесса;
- опосредованное – проводится через полномочных лиц по заданию и программе исследователя;
- монографическое – охватывает оптимальное число в разной степени взаимосвязанных явлений и процессов с целью выявить их взаимодействие, взаимовлияние, собрав максимальную информацию;
- сплошное (непрерывное) наблюдение – фиксируются все без исключения аспекты изучаемого явления или процесса на протяжении установленного периода времени;
- выборочное (дискретное) – изучается какой-то узкий конкретный вопрос, одна из сторон (особенностей) явления;
- открытое – объект наблюдения знает, что за ним ведется наблюдение;
- закрытое – когда человек или социальная группа не информируется о ведущемся за ними наблюдении.
3.3 Сущность и методика эксперимента. Виды эксперимента
Эксперимент – преднамеренное изменение (варьирование) условий функционирования изучаемых явлений и процессов. Эксперимент представляет собой соединение новых теоретических положений (знаний) с определенной организационно-практической деятельностью. Которая могла бы подтверждать или опровергать их.
Эксперимент строго вычленяет воздействие каждого фактора, элемента системы, среды, условия и т.д. Он обеспечивает точный и объективный учет эффективности действия исследуемой системы, модели, методики, позволяет выявить всю совокупность связей изучаемого явления, процесса с другими и тем самым углубить характеристику исследуемого явления, процесса, установить объективные и субъективные условия, обеспечивающие преобразование, совершенствование систем, успешное внедрение в практику новых методик, моделей и систем.
Виды эксперимента:
- широкий (охватывает значительное количество объектов, многие стороны исследуемой проблемы) и узкий (затрагивает минимальное число исследуемых объектов или его сторон;
- длительный и кратковременный;
- простой (исследуется один вариант модели, системы, методики) и сложный (предполагает оптимальный выбор из двух-трех вариантов);
- естественный и лабораторный;
- констатирующий (для определения особенностей протекания явления в уже сложившихся реальных условиях) и формирующий (вносит новые условия).
3. 4. Опрос как метод научного исследования. Виды опроса. Беседа-интервью. Анкетирование. Тестирование
Опрос позволяет охватить значительную массу людей и получить ответ на широкий круг вопросов.
Виды опроса:
- сплошной и выборочный;
- очный и заочный;
-индивидуальный и групповой;
- открытый (свободный) (ответы на вопросы даются в произвольной форме) и закрытый (варианты ответов заранее предусмотрены);
- устный и письменный.
Наиболее распространенным сред видов устного опроса является беседа-интервью, среди письменного – анкеты и тесты.
Беседа-интервью – устный, очный опрос открытого типа. Она может быть формализованной (процесс постановки вопросов и регистрации ответов на них носят стандартизированный характер) и неформализованной (позволяет ставить дополнительные вопросы).
Анкетирование – это письменный опрос, осуществляемый с помощью анкеты, представляющей собой систему вопросов, каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования.
В основе тестирования лежат тесты (от английского test – испытание, проба).
3.5 Математические и статистические методы
Широкое использование математических методов является важным направлением совершенствования экономического анализа. Применение математических методов требует:
1) Системного подхода к изучению экономики предприятий, учета всего множества существенных взаимосвязей между различными сторонами деятельности предприятий;
2) Разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов, решаемых с помощью экономического анализа;
3) Наличия технических средств, осуществляющих хранение, обработку и передачу экономической информации в целях экономического анализа.
Методов математического анализа достаточно много, и они описаны в специальной литературе.
Для того, чтобы выполнить экономическое исследование, необходима научно обоснованная информационная база. Она формируется в результате статистического наблюдения (планомерный научно обоснованный сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое теоретический анализ? С помощью каких логических операций осуществляется теоретический анализ?
2. Что такое анализ и синтез?
3. Что такое наблюдение? Какие системы критериев используются для количественной оценки результатов наблюдения?
4. Что такое эксперимент? Каковы виды эксперимента?
5. Что такое опрос? Каковы виды опроса?
6. Что такое беседа-интервью, анкетирование, тестирование?
7. Каковы условия применения математических методов?
Список рекомендуемой литературы:
1. Нарибаев К.Н., Жатканбаев Е.Б., Мухтарова К.С. Методы научных исследований в экономике. Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 1998. – 236 с.
2. Блауг М. Методология экономиических исследований. - М., 2004.
Тема 4. Выбор направления и обоснование темы научного исследования
Цель лекции: обозначить необходимость актуальности и значимости темы научного исследования для казахстанской экономики.
Вопросы лекции:
4.1 Выбор темы научного исследования. Актуальность темы научного исследования
4.2 Технико-экономическое обоснование темы. Определение степени разработанности темы в экономической литературе
4.3 Важность направления научного исследования для отечественной экономики
4.1 Выбор темы научного исследования. Актуальность темы научного исследования
Тема научного исследования может относиться к научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования. Например, научные исследования, выполняемые экономистами, охватываются общим направлением «Экономика» (экономические науки). Внутри него можно выделить конкретные направления, основой которых являются специальные экономические науки: экономическая теория, бухгалтерский учет, международные экономические отношения, финансы и т.д.
Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой и глобальной.
Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследования по теме получают ответы на круг вопросов, охватывающих часть проблемы.
Актуальные направления и комплексные проблемы исследования формулируются в директивных документах правительства. Конкретизация направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов, общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.
При выборе проблемы и тем научного исследования (на основе анализа противоречий исследуемого направления) формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются вопросы, устанавливается их актуальность. Тема должна быть актуальной (важной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну, то есть должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной для народного хозяйства.
Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественной и зарубежной литературой.
4.2 Технико-экономическое обоснование темы. Определение степени разработанности темы в экономической литературе
Технико-экономическое обоснование темы (ТЭО) основной исходный предплановый документ. Только при его наличии возможно дальнейшее планирование и финансирование темы.
В ТЭО темы указываются: причины разработки (ее обоснование), приводится краткий литературный обзор, в котором описываются уже достигнутый уровень исследования и ранее полученные результаты; актуальность и значимость исследования для отрасли и народного хозяйства страны; методы решения, задачи и стадии исследования, конечная цель исследования; область использования ожидаемых результатов, предполагаемый экономический эффект.
4.3 Важность направления научного исследования для отечественной экономики
При выборе темы исследования важно уметь отличать псевдопроблемы (ложные, мнимые) от научных проблем. Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной информированностью научных работников, поэтому иногда возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты. Это приводит к напрасным затратам труда и средств. Поэтому необходимо выяснить:
1. Делались ли разработки по этой теме прежде;
2. К какому народнохозяйственному эффекту может привести внедрение результатов исследования;
3. Нужно ли разрабатывать именно эту темы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под научным направлением?
2. Что такое научная проблема? Какие бывают виды научной проблемы?
3. Что такое технико-экономическое обоснование темы? Какие разделы содержит технико-экономическое обоснование темы?
4. Что такое псевдопроблема? С чем связан выбор псевдопроблемы? Что нужно сделать, чтобы избежать выбора псевдопроблемы
Список рекомендуемой литературы:
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспиран-тов и студентов-дипломников. – М.: Академический Проект, 2008. – 194 с.
2. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 244 с.
Тема 5. Составление плана научного исследования
Цель лекции: обозначить необходимость составления плана научного исследования, определение его составных частей и их характеристика
Вопросы лекции:
5.1 Введение. Актуальность темы исследования. Степень разработанности проблемы. Цель научного исследования. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Научная новизна. Положения, выносимые на защиту. Научно-практическая значимость работы. Апробация и реализация результатов исследования. Публикация результатов исследования. Структура и объем диссертации
5.2 Первая глава. Теоретическая часть работы
5.3 Вторая глава. Практическая часть работы. Мировой опыт и отечественная практика
5.4 Третья глава. Пути и методы совершенствования, модель, критерии и показатели эффективности, общая концепция
1.5 Заключение. Выводы и предложения
5.1 Введение
Введение по объему занимает примерно 10% всего текста. Его следует писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно переходя от одного предусмотренного им пункта к другому: Актуальность темы исследования. Степень разработанности проблемы. Цель научного исследования. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Научная новизна. Положения, выносимые на защиту. Научно-практическая значимость работы. Апробация и реализация результатов исследования. Публикация результатов исследования. Структура и объем диссертации.
Начинается введение с обоснования актуальности (важности, требующей скорейшего разрешения) выбранной темы.
Степень разработанности темы в использованных источниках. Следует охарактеризовать конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку темы, а также показать существующие «белые пятна» и пробелы в рассмотрении темы.
Далее формулируется цель исследования, ставятся конкретные задачи, определяемые целью, объект и предмет исследования. Все формулировки должны быть краткими, четкими, логически последовательными, с безукоризненным соблюдением принципа субординации цели и задач.
Что касается использованных в работе методологии и методов, то необходимо назвать их и по возможности обосновать применение того или иного метода в решении поставленных исследовательских задач.
Научная новизна. Положения, выносимые на защиту. В научную новизну диссертант включает полученные новые теоретические или практические результаты, или результаты, имеющие элементы новизны. Здесь может быть уточненное определение того или иного понятия, новая методология проведения исследования, обоснованные формы, критерии, принципы, предложенные автором, а также меры по решению или совершенствованию проблемы. На защиту выносятся новые положения, выдвинутые автором в научной новизне.
В разделе «Научно-практическая значимость работы» определяется возможные направления практического использования результатов диссертации: в государственных структурах для проведения экономической политики, в отраслях, предприятиях или в учебном процессе.
В разделе «Апробация и реализация результатов исследования» указывается, на каких научно-практических конференциях докладывались результаты исследования, а также какие акты внедрения получил соискатель.
Далее говорится о публикациях результатов исследования: количество монографий, статей, их общий объем в печатных листах.
И в конце введения дается краткое описание структуры и объема диссертации.
5.2 Первая глава. Теоретическая часть работы
Основная часть диссертации, как правило, состоит из трех глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на три-четыре раздела. Объем каждого структурного элемента основной части должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами.
Содержание первой главы обычно имеет теоретико-методологический характер. Вначале раскрывается основная проблема, показываются ее теоретические истоки, затем рассматриваются различные варианты подходов к ее решению, группируются по принципу методологического сходства точки зрения, оцениваются с позиции автора работы.
Далее излагаются собственные взгляды автора на проблему и пути ее решения. Они аргументировано доказываются и обосновываются теоретическими выкладками с опорой на проработанные отечественные и зарубежные источники.
5.3 Вторая глава. Практическая часть работы. Мировой опыт и отечественная практика
Во второй главе рассматривается мировая практика по данной проблеме, рассматриваются с позиции автора недостатки и преимущества той или иной страны в решении поставленных задач.
Далее анализируются действующие в Казахстане Законы, постановления Правительства РК и другие официальные законодательные акты. Рассматривается практическая ситуация в экономики, отрасли, отдельных предприятиях. Выявляются недостатки, анализируются результаты.
5.4 Третья глава. Пути и методы совершенствования, модель, критерии и показатели эффективности, общая концепция
В третьей главе предлагается авторская модель и концепция развития проблемы, анализируется возможная ее эффективность. Глава является завершающей, поэтому в ней содержатся выводы, обосновываются предложения и рекомендации, вытекающие из материалов первых двух глав.
5.5 Заключение
Заключение представляет собой самую малую по объему (около 5% всего текста) часть работы. Однако это очень важная ее часть, поскольку именно заключение содержит общие выводы, сделанные студентом по результатам проведенного исследования.
Здесь необходимо кратко, но с логической последовательностью изложить промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный вывод по всей работе, наконец, показать его в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сколько процентов всего текста отводится введению?Какова структура введения?
2. Что такое актуальность темы?
3. Что характеризует степень разработанности темы в использованных источниках?
4. Что включает научная новизна?
5. Что означает публикация результатов исследования?
6. Какой характер обычно имеет содержание первой главы?
7. Что должно включать содержание второй главы?
Список рекомендуемой литературы:
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспиран-тов и студентов-дипломников. – М.: Академический Проект, 2008. – 194 с.
2. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 244 с.
Тема 6. Поиск, накопление и обработка научной информации
Цель лекции: обозначить необходимость составления плана научного исследования, определение его составных частей и их характеристика
Вопросы лекции:
6.1 Умение читать книгу
6.2 Поиск и сбор научной информации
6.3 Ведение рабочих записей
6.4 Изучение научной литературы
6.1 Умение читать книгу
В основе умения читать лежит дифференц...