Некоммерческий сектор реализует такие программы, которые решают проблемы определенных групп людей, что в свою очередь помогает решению проблем общества в целом. Специфика позиции некоммерческих организаций (НКО) - это компенсация пробелов в государственной системе поддержки, определение новых групп клиентов и новых услуг. Их преимущества в том, что они ближе к клиентам, имеют более короткий инновационный цикл, гибкость, возможности использования многовариантных источников средств, разнообразие связей во многих сферах. Но потребители не всегда владеют достаточной информацией. Следовательно, некоммерческие организации должны заниматься «продвижением на рынке» своих идей и продукции не менее планомерно, чем это делают коммерческие структуры.
Общие законы рынка едины и для коммерческих структур, и для организаций с высокими социальными миссиями. Поэтому сегодня имеют шанс адаптироваться к новым условиям только те общественные организации, которые понимают, как работать в рыночных условиях, и имеют свою маркетинговую политику.
Маркетинг как один из инструментов управления некоммерческой организацией позволяет:
- определить место организации в обществе;
- довести свои идеи до целевой аудитории и вызвать ответную реакцию;
- достичь поставленных целей и привлечь необходимые для выполнения дальнейших задач средства;
- выделиться из общей массы организаций, привлечь к себе внимание людей, их поддержку;
- оказать влияние на благотворительную и социальную деятельность в регионе организации и за ее пределами.
Некоммерческий маркетинг — это деятельность некоммерчес¬ких образований или физических лиц в конкурентной среде, осно¬ванная на принципах классического маркетинга и направленная на достижение целей, не связанных непосредственно с получением прибыли.
Некоммерческий маркетинг строится на четырех принципах классического маркетинга, сформулированных европейским маркетологом Ж.Ж Ламбеном в виде четырех центральных идей, на которых основы¬вается рыночная экономика. Проиллюстрируем их на примерах из некоммерческой сферы.
В чем же проявляется главное, принципиальное отличие не-коммерческого маркетинга от классического?
Во-первых, некоммерческий маркетинг охватывает очень ши¬рокий круг областей человеческой деятельности, значительно более широкий, чем производство и продвижение товаров и услуг (сфера приложения классического маркетинга). К этим областям относятся:
— политика;
— государственное управление;
— оборона и безопасность;
— здравоохранение;
— образование;
— религия;
— наука;
— искусство и культура;
— спорт;
— благотворительность и т.д.
Общественная значимость этих сфер деятельности нисколь¬ко не меньшая (а в некоторых аспектах даже большая), чем зна¬чимость материального производства и торговли.
Во-вторых, некоммерческий маркетинг способствует более полному и эффективному удовлетворению таких первостепен¬ных и жизненно важных потребностей членов общества, как:
— потребность в самоосознании и самореализации личности;
— потребность в реализации гражданских прав и свобод;
— потребность в участии в управлении государством;
— потребность в безопасности;
— потребность в здравоохранении;
— потребность в образовании;
— потребность в социальных, культурных и художественных
ценностях и др.
В-третьих, некоммерческий маркетинг способствует решению проблемы установления взаимосвязей между интересами раз¬личных групп некоммерческих субъектов: государственных, не-государственных и физических лиц, занимающихся некоммер¬ческой деятельностью. Например, интересы правительства, цер¬кви, фондов, общественных деятелей и видных ученых, артистов пересекаются в процессе реализации програм¬мы борьбы со СПИДом.
Некоммерческий маркетинг можно разделить на три вида:
1) маркетинг государственных некоммерческих субъектов;
2) маркетинг негосударственных некоммерческих субъектов;
3) маркетинг физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью.
Главное, что объединяет эти три группы субъектов, — то, что их деятельность не связана непосредственно с получением прибыли и нацелена на решение социальных проблем населения, достижения социального эффекта.